Почему катушка зажигания может выйти из строя: основные причины неисправности

Система зажигания является неотъемлемой частью любого двигателя внутреннего сгорания. В настоящее время практически все моторы, включая дизели, оснащены этой системой, где ключевую роль играет катушка зажигания. Несмотря на свою простоту, катушка способна вызвать серьезные проблемы для владельца автомобиля.
Хотя катушки зажигания предназначены для долговременной эксплуатации, повышенные требования к ним могут привести к их выходу из строя. Существует несколько основных причин поломки катушек зажигания, среди которых можно выделить следующие.
Поврежденные свечи зажигания или их провода. Если свеча зажигания повреждена или имеет повышенное сопротивление, это может привести к увеличению выходного напряжения. Это может вызвать пробой изоляции катушки и короткое замыкание, что, в свою очередь, приведет к снижению выходного напряжения, пропускам зажигания под нагрузкой и проблемам при запуске двигателя.
Износ свечи зажигания или увеличенный зазор. По мере износа свечи зажигания, зазор между электродами будет увеличиваться. Это требует генерации более высокого напряжения катушкой для создания искры. Увеличенная нагрузка на катушку может привести к перегрузке и перегреву.
Повреждение в результате вибрации. Постоянная вибрация двигателя может вызывать износ и повреждение обмоток и изоляции катушки зажигания, что может привести к короткому замыканию или обрыву во вторичной обмотке. Кроме того, могут ослабнуть крепления электрического разъема, подключенного к свече зажигания, что заставит катушку выполнять дополнительную работу для создания искры.
Перегрев. Катушки зажигания часто подвержены высоким температурам, вызываемым работой двигателя. Это может привести к снижению проводимости катушек, что снизит их производительность и долговечность.
Меняющееся сопротивление. Когда обмотка катушки зажигания имеет короткое замыкание или низкое сопротивление, уровень электрического тока, протекающего через нее, увеличивается. Это может привести к неисправности всей системы зажигания автомобиля. Изменение сопротивления также может вызвать слабую искру, что затруднит запуск двигателя и может повредить как саму катушку зажигания, так и соседние элементы.
Попадание жидкости. Часто источником попадания жидкости является утечка масла через поврежденную прокладку клапанной крышки. Собираясь, масло может повредить как катушку зажигания, так и свечу. Также возможно проникновение влаги из системы кондиционирования. В обоих случаях необходимо устранить первопричину неисправности, чтобы предотвратить повторные поломки.
Как распознать признаки неисправной катушки зажигания?
Нижеперечисленные признаки могут быть вызваны разными причинами, поэтому для полной диагностики рекомендуется проверить состояние катушек зажигания.
Симптомы проблем с катушкой зажигания можно разделить на два типа: поведенческие и визуальные. К поведенческим признакам относятся:
- Загорается индикатор проверки двигателя.
- Повышенный расход топлива.
- Прострел в выхлопной системе, возникающий, когда незгоревшее топливо попадает в выхлопную систему.
- Остановка двигателя. Неисправная катушка зажигания может приводить к перебоям в подаче тока на свечи, что может вызвать остановку двигателя.
- Пропуски зажигания. Из-за недостаточной мощности, развиваемой одним или несколькими цилиндрами, в двигателе могут возникать пропуски зажигания, особенно при ускорении.
- Проблемы при запуске двигателя. Если на одну или несколько свечей не подается достаточный заряд, запуск двигателя может быть затруднительным или невозможным. В некоторых случаях автомобиль с одной катушкой зажигания может вообще не завестись.
- "Троение" двигателя. Со временем мощность и динамика двигателя ухудшаются, появляется нестабильная работа и потеря мощности. Проблема "троения" чаще возникает во влажную погоду или при запуске двигателя в холодное время.
- При быстром разгоне наблюдается "провал", а при работе на холостом ходу обороты двигателя не повышаются резко. Также может наблюдаться потеря мощности под нагрузкой.
- В некоторых случаях (особенно на старых автомобилях) в салоне может ощущаться запах несгоревшего бензина. На новых автомобилях также может возникнуть запах несгоревшего бензина вместе с выхлопными газами.
Признаки неисправности катушки зажигания можно определить и визуальным осмотром:
- Наличие "дорожек пробоя" на корпусе катушки - темных полос, которые образуются от пробоя электричества. В некоторых случаях могут быть видны окалины на этих дорожках.
- Изменение цвета диэлектрика на корпусе катушки - он может помутнеть или почернеть.
- Потемнение электрических контактов и разъемов из-за их подгорания.
- Следы перегрева на корпусе катушки, которые могут проявиться в "потеках" или изменении геометрии корпуса. В серьезных случаях могут возникать горелый запах.
- Загрязнение корпуса катушки, особенно вблизи электрических контактов. Пыль или грязь на поверхности могут вызывать электрический пробой, поэтому желательно избегать такого состояния.
- Отсутствие воспламенения топливной смеси является основным признаком неисправности катушки. Однако это не всегда происходит, так как часть электрической энергии может все же достигать свечи, а не только корпуса. В таком случае требуется дополнительная диагностика.
Указанные признаки относятся к случаю, когда в двигателе установлены индивидуальные катушки зажигания. Если используется одна общая катушка для всех цилиндров, двигатель может заглохнуть полностью. Именно поэтому в современных автомобилях часто устанавливают несколько индивидуальных модулей.